Gizat Makhanov

Вызов WhatsApp операторам связи

01 Apr 2015 - Astana

WhatsApp, самый популярный сервис мгновенного сообщения в Казахстане и мире, теперь позволяет пользователям звонить друг другу. Звонки проходят через Интернет трафик, соответственно оплата взымается за использованный трафик, а не сотовую связь. Иными словами: очень и очень дешевые звонки.

На сегодняшний день, у WhatsApp более 700 миллионов активных пользователей. Каждый день они отправляют 30 млрд сообщений через WhatsApp. Через систему SMS операторов отправляются 20 млрд сообщений в день. Такого показателя WhatsApp добился всего за четыре года.

Возникает вопрос: Не навредит ли функция звонка WhatsApp основному бизнесу операторов связи в течение следующих четырех лет как это было с SMS?

Новая функция звонка WhatsApp использует протокол VoIP. Принцип прост: Голосовые звонки преобразуются в пакеты данных и эти пакеты, как и электронная почта или картинка, отправляются нужным людям через сеть Интернет. Основным преимуществом такой технологии является дешевизна. Например, Казахтелеком использует VoIP в ID Phone, который позволяет очень дешево звонить по междгороду в Казахстане.

На рынку конечно уже есть Skype и Viber. Субъективно скажу, что никогда не радовало качество звонков в Viber, а Skype не подходил для быстрых звонков — нужно ждать пока собеседник выйдет в сеть или добавлять в контактный лист.

Так во сколько обойдется звонок в WhatsApp?

Я звонил родственникам в других городах Казахстана и по Астане. Звонки были чистыми. Единственный минус — секундная задержка. К этому можно привыкнуть и надеюсь в будущем будут улучшения. Я — абонент KCell. Каждая минута звонка любому оператору по тарифу KCell мне обходится в 11 тенге. Ежемесячный Интернет пакет 1 ГБ KCell обходится в 990 тенге.

Видно, что мне дешевле звонить через WhatsApp. Тем, у кого нет WhatsApp, буду звонить через оператора. У других операторов будет чуть дешевле, чем у KCell.

Все это хорошо для пользователей, но большой вызов для операторов связи. Именно они все-таки предоставляют работу на местном рынке и финансовые потери компании непосредственно отразятся на благополучии их сотрудников, частично на нашей экономике.

Нам скоро предстоит увидеть как очередная технология будет менять бизнес. А пока одним из краткосрочных решений для операторов я вижу в дополнительной тарификации VoIP звонков. Например, повысить стоимость VoIP пакетов в 4-5 раза. Это не справедливо по отношению к пользователям, но если наш закон позволит, то операторы так и сделают. В долгосрочном же плане местным операторам нужно рассмотреть цены на услуги и теснее работать с WhatsApp и подобными сервисами для разработки сбалансированного решения, которое будет справедливым для всех.