Об управлении продуктами, бизнесе и увлечениях

Later Ctrl + ↑

Путешествие на автомобиле по Заилийскому Алатау

Однажды устав от дождливого июля в Астане и офисной работы, решил сделать паузу и поискать солнце. Хотел что-то попроще и дешево. Сразу вспомнил инста-ленту родственников с интересными фотографиями Иссык-Куля. Вариант поездки не на машине даже не рассматривал. Road Trip. За секунды в голове проложил маршрут: Балхаш, Алматы, Қайынды көл, Шарынский каньон и Иссык-Куль. Кроме Алматы ни в одних этих местностях я еще не был.

Надо признаться, до изучения я не знал точное расположение Қайынды көл и Шарынский каньон. Не алматинец я. На выходных прошел ТО своего Chevrolet Cruze. И меньше чем через две недели после появления идеи мы вышли в путь. Я назвал эту поездку экспедицией и создал хэштег #ileAlatauExp. Іле Алатау, потому что так называется местность основных точек маршрутного списка.

6 августа

18:00 Мы выехали из Астаны в сторону Караганды. Дорога местами не очень, но радует качество строящегося автомагистраля. Ближе к Караганде получил первый штраф за превышение скорости.

22:00 В Караганде заехали в один торговый центр, умылись, пофоткались на фоне I love Karaganda и поехали дальше. До Балхаша я в среднем держал 160 км/ч.

03:30 Доехали до Балхаша. Дорога от Караганды очень хорошая. Остановились у друга друга, врача. Надо поспать.

7 августа

10:00 Проснувшись утром мы поехали кушать или на озеро. Сейчас не помню последовательность, но это не важно. Балхаш прекрасен. Я впервые стоял на берегу этого озера и ощутил себя счастливым.

13:00 Навестил близких родственников, которые отдыхали там в санатории. Они приехали туда из Астаны. Повидав племянников, поехали дальше. По дороге увидели перевернутую фуру с арбузами. Жалко водителя.

Дорога после Балхаша – просто ад. Это не дорога. Часто приходилось останавливаться полностью, чтобы объехать яму со времен, кажется, Союза. Больно было за ходовку машины, но больше были вопросы почему участок все еще не улучшают.

20:00 Ближе к Алмате дорога стала лучше. Обрадовался, что так быстро доехали, но в пробке стояли больше часа. Остановились у друга дома, я поехал встречаться с алматинскими друзьями. Короче, я не спал.

8 августа

10:00 Выехали из Алматы, точнее из дома, но из города удалось выехать только в 12. Огромный город. По дороге заехали в какой-то супермаркет, купили продукты и обменяли тенге на киргизские сомы.

До Қайында көл надо ехать на восток. Ехать по хорошей дороге около 100 км, час времени. Было интересно наблюдать, как деревни стали редеть, и мы вышли на открытую степь слева и горы справа. Я родился и учился в Шымкенте и аул мой был в степи. В южных регионах конечно есть горы, но я забыл такую красоту и появилось приятное чувство независимости. Тогда я понял, что идея была чертовски правильной.

14:00 Доехали до ущелья. Начался самый интересный участок всей экспедиции. Налево находился Шарынский каньон. Мы хотели приехать на каньон к вечеру, чтобы там же переночевать и понаблюдать звездное небо и поэтому решили посмотреть на Қайынды көл до вечера. Было обеденное время. По описаниям на форуме мы должны были успеть вернуться на поворот к каньону к закату. Проехали ущелье, повернули направо и поехали в сторону гор — к Қайынды көл.

Сначала надо ехать по плоской степи и просто отличной дороге. Дальше начинаются аулы. Сразу почувствовали свежесть воздуха и насыщенный зеленый цвет лугов. Ехали долго по типичной для горных местностей каменистой дороге.

17:30 Наконец увидели пост. Спрашиваем далеко ли еще до Қайынды көл. Но мы оказывается проехали поворот. Вот блин. Увидев нашу машину, женщина сказала, что на ней до Қайынды көл мы не доедем. Туда на джипах или уазиках, которые можно нанять. Но дело было вечером и мы бы не успели все это организовать. Женщина порекомендовала поехать дальше еще 7 км и посмотреть на Көлсай. Говорит, что ей Көлсай нравится больше, чем Қайынды көл. Женщине в оценке красоты и комфорта надо верить. Поехали на Көлсай.

18:30 Доехали до Көлсая. Какое же это чертовски прекрасное озеро! Көлсай это цепочка из трех озер: нижний, средний и верхний. Мы остановились на нижнем. Озеро окружено лесистыми холмами и горами. Вокруг очень тихо. Мы арендовали лодку и поплыли к центру озера. Глубина озера — 80 м. Озеро зеркальное и если затаить дыхание, то тишина даже пугает. Казалось что-то затянет нас в черную глубину.

Когда мы все посмотрели и готовы были поехать обратно, солнце уже село за горами и резко стало темно. Мы решили переночевать там в горах, в сдаваемых юртах. Цены там фиксированные, но мы договорились за 5 тыс. на ночь, в два раза дешевле. Накрыли возле юрты дастархан, достали арбуз, и много еще что покушать, попить, с мыслью позвать всех гостей в юртах на мини-той, но стало холодно и все мы устали, что еле поели что-то и уснули.

Хочу отдельно отметить про красоту звездного неба. Картина была из памяти детства — млечное небо, которое таким и было когда никого не было на Земле и ты стоишь, временное создание, со своими амбициями и ничтожными целями.

9 августа

06:00 Утром разбудил друзей и поехали вниз, на Шарынский каньон. Ребята спали, я водил, наслаждаясь своим внутренним спокойствием и музыкой.

10:30 Доехали до Шарынского каньона. Это уже что-то из мира фантастики. Было утро вторника и мало кто бродил по каньону. Наверное на Марсе примерно так. На месте Шарынского каньона раньше было огромное озеро, около 3 млн. лет назад. Это озеро высохло и на его месте образовалась река Шарын. Оно текло так миллион лет и образовал каньон. 2 млн. лет назад сильное землетрясение закрыло поменяло русло реки и образовался тот каньон, по которому мы ходим сегодня. Смотря на слои камней и почвы в каньоне по-настоящему чувствуешь себя еще больше ничтожным. Самооценка не падает, нет, но еще тщательнее смотришь на приоритеты в жизни.

В глубине каньона есть островок цивилизации, Эко парк, где есть душ и ресторанчик. Сотовой связи нет.

14:00 Попрощались с каньоном и поехали на Иссык-Куль. По моим знаниям, в Киргизстан можно заехать через Кордай. Когда рисовал маршрут в Астане, этот вариант меня сразу не устроил, ведь надо было обратно ехать в Алматы и добавить еще километры.

На форумах я наткнулся на Кегенский пост. Этот пост является сезонным и открывается только на летний период (с весны до середины осени). Друг-пограничник заверил, что это абсолютно нормальный пост. Так маршрут и был проложен через Кеген. Мы сэкономили очень много времени.

В Кегене остановились лишь заправиться и поменять сгоревшую лампочку передней фары. Всегда держите в машине швейцарский нож и отвертку. Нестандартный размер лампочки пришлось «чинить» и втыкать в разъем. Получилось.

16:00 Границу перешли легко. Все, мы в другой стране. Глупить нельзя. Пол дороги до Иссык-Куля — гравий. Мы ехали по северу Кыргызстана, по ту сторону Іле-Алатауских гор. По дороге останавливались поесть арбуз и дыню. Вдоль дороги в долинах видели, как живут киргизские семьи в юртах и домах. Вторая половина дороги — отличный асфальт. Я не был в Европе, но кажется, в Швейцарии такой вид. Было немного грустно оставлять за собой чувства открывания каньона и Көлсая. Ведь впереди — только пляж и курортный отдых.

20:00 Доехали до Чолпан Ата. Еле нашли хороший пансионат и место, где вкусное поели. В это кафе из юрт мы возвращались каждый день, чтобы вкусно и сытно поесть. Я не могу описать точное расположение этого кафе, но оно находится вдоль дороги.

23:00 или что-то еще. За временем я уже не следил. Отдыхал, купался, читал, спал.

Когда стоишь на берегу Иссык-Куля, чувствуешь мощь озера. Самое глубокая часть озера — около 800 метров! На горизонте видны огромные горы! «Стоишь на берегу и чувствуешь соленый запах моря». Чувство независимости смешались с мыслями, что через несколько дней нужно в обратный путь. Но я был рад. Был рад мысли, что скоро обратно домой.

12 августа

06:00 Рано утром выехали из Чолпан Аты в сторону Бишкека. На дороге было больше машин и людей вокруг. Качество дороги отличное.

Отдельно хочу отметить про киргизстанских гаишников. Меня в Казахстане предупреждали, чтобы я был готов к частым остановкам. Но нас не остановил ни один гаишник. Если вы не нарушаете ПДД, то можете ехать спокойно.

11:00 У нас не было времени посмотреть Бишкек и мы ограничились рестораном, где очень вкусно и сытно поели. Границу проходили два часа из-за дополнительной проверки в Казахстане. Пограничники сканером обнаружили подозрительный предмет, дальше овчарка, вскрытие бардачка, т. д. Но ничего не выявили и поехали дальше.

13 августа

21:00 Вернулись домой в Астану через Шу. Дорогая от Шу до Балхаша такая же ужасная, как от Алматы до Балхаша.

Заключение

Экспедиция определенно пока является самым лучшим мероприятием года. Приехав в Астану, я начал попроще относиться к реальности. Она жестока, да, но суетливостью и переживанием ее не изменить. Только уважением к чувствам окружающих.

По приезду заменил лампочку на нормальную, подтянул схождение, поменял моторное масло, помыл машину. И все. Cruze отлично справился с таким расстоянием. Мы в целом проехали 3500 км! Теперь готовимся к новым открытиям в следующем году.

Ваши персональные данные, наш закон и их Фэйсбук

Вы все испытали это — активно ищете что-то в Интернете, и чуть позже это что-то появляется в рекламных блоках разных сайтов. Невольно возникают вопросы: Как оно появилось там? Как это можно убрать? И вообще, кто дал им разрешение следить? К сожалению, мы перестали обращать внимание на эти вещи. А зря.

На этой неделе бельгийское агентство по охране данных обвинило Фэйсбук в том, что Фэйсбук следит за веб активностью всех, кто посещает их сайт, даже если пользователь не зарегистрирован в социальной сети. То есть, незарегистрированный пользователь посещает открытую страницу социальной сети, и сам того не зная, дает разрешение Фэйсбуку отныне следить за всеми сайтами, которую он посещает. Фэйсбук аргументирует это необходимостью сбора информации для рекламы.

Теперь представьте. Вся ваша сетевая активность — истории посещений сайтов, поисковые фразы, интересы — все уходит в базу Фэйсбука. Сначала Гугл, теперь и Фэйсбук. Первый комментарий, который я часто слышу — кому интересна индивидуальная жизнь кого-то?

Один в поле не воин. Но если собрать подобные данные не от одного человека, а от тысячи? Миллионов? Целой страны? Тогда «безобидные» данные превратятся в хорошую информацию, анализ, портрет страны. Одной компании будут известны духовное настроение граждан, тенденции, тренды, интересы, и т. д.

Отступление. Сайты могут следить за деятельностью с помощью специального файла cookie, который загружаются на ваш компьютер при посещении сайта. Это файл может содержать ваши настройки, историю посещений, т. д. Сайт может позже запросить этот файл и прочитать собранную на нем информацию и идентифицировать конкретного посетителя.

Конечно же такая деятельность Фэйсбука сразу вызвало волну недовольств, нареканий, что теперь Европейский союз готовит документ, заставляющий американскую социальную сеть пересмотреть и поменять правила игры.

Вернемся обратно в Казахстан.

У нас есть закон от 21 мая 2013 года № 94-V «О персональных данных и их защите». Как технический специалист скажу, что закон уж слишком обобщенный, без четкой сегментации. Приведу самые интересные для темы части.

«Целью настоящего Закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при сборе и обработке его персональных данных».

У меня есть право на конфиденциальность. Однако закон никак не охраняет меня от действий зарубежных компаний, действующих через Интернет.

Ст. 6. «Персональные данные ограниченного доступа — персональные данные, доступ к которым ограничен законодательством Республики Казахстан».

Здесь каждое министерство начало утверждать перечень персональных данных, необходимого и достаточного для выполнения осуществляемых задач. Это фамилии, годы рождения, размеры заработных плат, судимости, т. д. К сожалению, не нашел единого перечня, где конкретно указывается, что активность в Интернете является персональными данными.

Ст. 8.1. «Субъект или его законный представитель дает (отзывает) согласие на сбор, обработку персональных данных письменно или в форме электронного документа…»

Как видно из примера, Фэйсбук не спрашивает явного разрешения на сбор данных. Все проходит незаметно. Но Казахстан теперь не может заставить Фэйсбук не делать этого, потому что активность в Интернете не является персональными данными.

Ст. 9. «Сбор, обработка персональных данных производятся без согласия субъекта или его законного представителя в случаях…»

Далее приводится перечень случаев, когда данные о пользователе собирается без его согласия. Нигде я не увидел Фэйсбук, кроме как самого последнего пункта «в иных случаях, установленных законами Республики Казахстан». Может кто-то пролоббирует Фэйсбук?

Ст. 16. «В соответствии с настоящим Законом трансграничная передача персональных данных на территорию иностранных государств осуществляется только в случае обеспечения этими государствами защиты персональных данных.»

Самая интересная статья закона ограничивается разрешением передачи персональных данных на территорию иностранных государств, если те смогут обеспечить надежную защиту персональных данных. Математики уже давно придумали алгоритмы, которые очень сложно взломать, и которые применяются практически во всех современных системах. Это к тому, что обеспечение защиты данных уже давно не является сложной задачей.

В итоге могу сказать, что закон очень хорошо защищает министерства и другие органы, когда им нужно собрать персональные данные. Закон не предусмотрен для защиты данных граждан от зарубежных компаний.

Какие есть потенциальные опасности?

Основная опасность — это транспарентность личной деятельности граждан в сети Интернет для зарубежных компаний. Спец. службы многих стран обязывают компании раскрывать секретные данные по требованию. В результате, зарубежным властям на руки падает хорошо проанализированный портрет настоящей жизни некой страны. Это уже национальная безопасность. Это можно использовать. Вспомните случаи в Египте и Турции.

Власти Китая уже давно поняли возможности социальных сетей и технологий, и сразу пресекли замаскированный шпионаж, создав свою социальную сеть и поисковик. Теперь в Китае не доступен Фэйсбук, Гугл, и другие популярные сервисы. Зато все секреты остаются внутри страны.

Россия тоже поняла это, но пока без особых результатов. Подобный казахстанскому, закон в России о персональных данных был принят в 2006 году, но тоже является обобщенным. Зато у них есть Вконтакте, популярный аналог Фэйсбука.

Европа отлично понимает опасности американских социальных сетей и поисковиков, поэтому активно пытается контролировать их деятельность на территории Европы на законодательном уровне.

Что делать?

Считаю, что нам нужно взять опыт Европейского союза: продолжить пользоваться зарубежными социальным сетями и сайтами, но законодательно ограничить их свободную деятельность. Я понимаю, что возможно у нас нет зрелости в сфере защиты прав в сети Интернет, но крайне важно постараться понять всю специфику и внедрить такой контроль.

Новые правила могут покрывать следующие направления:

  • Так называемое право на «быть забытым». По запросу человека, личные данные могут быть стерты с любого Интернет ресурса.
  • Интернет ресурсы должны внятно и конкретно спрашивать разрешение на сбор данных, а не подразумевать это.
  • Компании должны оповещать пользователей сразу же, если их взламывают.
  • Правилам должны подчиняться все компании, ведущих бизнес на территории Казахстана.
  • Компании должны повысить уровень ответственности по защите данных. Это больше касается казахстанских компаний.

Самое главное, нужно повысить осведомленность граждан о понятии персональных данных и их значимости.

Приведенные здесь наблюдения и мнения не являются паранойей. Сегодня любая необоснованная информация может стать «наживкой» для очень серьезных событий, нарушающих целостность страны. Мы уже проходили через это. Если мы хотим серьезно подходить к формированию информированного и защищенного общества, то должны трепетно относиться к любым нарушениям прав человека, даже в технологической среде. Зарубежные же страны должны уважать Интернет общество на территории Казахстана, так же как и независимость Казахстана. У игры должны быть правила.

Ох, уж эти пешеходы!

Автомобиль для нашего человека — это вторая зона комфорта после дома. Эта зона заканчивается краями автомобиля, все что за ней — какие-то непонятные тела, зомби.

Я люблю Казахстан. Горжусь, что я родился и вырос здесь. Люблю казахские степи, горы, воздух, свободу. Уважаю его историю, героизм предшественников.

Не люблю широко распространенное высокомерие, небрежность, пофигизм, чувство собственной важности сегодняшних жителей. Это проявляется везде. Примером можно взять их отношения к своим автомобилям и пешеходам.

Автомобиль для нашего человека — это вторая зона комфорта после дома. Эта зона заканчивается краями автомобиля, все что за ней — какие-то непонятные тела, зомби. Дай возможность, он бы загнал свой драндулет на подъездную площадку. Тесно для соседей? Пусть соседи обходят стороной, или лезут в квартиру через окна.

Вот идешь по улице Астаны, наслаждаешься солнцем, мороженым, а тут:

Обойти? Но почему сотни пешеходов должны обходить один драндулет? Чем это заслужил владелец?

Некоторые не признают разметки для парковок. Может у них боязнь быть загнанными в белые полоски на земле?

Не думают о комфорте пешеходов:

Даже в центре города:

Во дворах:

«Пусть мамаша проходит по дороге, где проезжающая машина может зацепить ее и ребенка, главное, чтобы не зацепили мой драндулет. А я припаркуюсь одной стороной на пешеходной дорожке, даже если места много»:

А это площадка известного Рэдиссон-Астана. Здесь разметка заканчивается белой линией, но Тойота припарковалась за нее, закрывая проход для пешеходов, поднимающихся по лестнице. А владелец велосипеда вовсе закрыл проход. Отлично!

Ну конечно, не везде небрежны водители. Как же без власти? На следующем фото, из-за неправильного планирования, хвосты автомобилей занимают три из восьми полосок пешеходной дорожки. 40% дорожки простаивает, по ней никто не ходит, плитки грустят, что их не используют, а пешеходы проходят мимо протирая пыль с автомобилей.

30% вокруг «Хан Шатра»:

Я не ожидаю, что водители изменяться, начнут парковаться правильно, пропускать пешеходов, полностью останавливаться на пешеходных переходах (зебра). И не ожидай этого ты, работник государственного органа, отвечающий за транспортный порядок в городе и комфорт пешеходов. До нас не смог достучаться Абай еще сто лет назад, не думаю, что получится и сегодня. Но вот что можно сделать!

Как видно, использование обычного столбика приводит окружение в некий порядок и становится приятно ходить по таким улицам. О комфорте пешеходов думают предприниматели, хоть и вокруг своих заведений. В Европе столбики уже давняя практика, они там изящны (следующие фотографии из сети Интернет):

Тема столбиков достаточно обширна, я лишь покрыл малую часть. Есть разные виды столбиков для разных целей, например, они могут уходить в землю, тем самым открывая проезд при необходимости или могут быть с крючками для велосипедных замков, т. п. Их можно украшать красивой атрибутикой городов (герб, флаг или иная региональная достопримечательность).

Я уверен, что в больших городах как Алматы, Караганды, Шымкент городские столбики сильно необходимы. Надеюсь, что очень скоро по улицам наших городов станет приятно ходить.

Тротуары Астаны для EXPO-2017

Лоск важен. Он делает девушек заметными, с которыми хочется быть рядом и стремиться к улучшению. Однако бывает, вроде одета стильно, сумочка со знаком ЛВ, телефон с яблочком, но без грации и умении подавать себя. С такими скучно.

Но пост не о милых женщинах. Я уже четвертый год живу в Астане, и искренне радуюсь за развитие города. Хотелось бы видеть подобную динамику в развитии и других регионов. В городе много новостроек со скучной архитектурой, дорогих автомашин, разноцветных ковров из цветов. Не секрет для всей страны, что особенное увеличение динамики развития ожидается к мероприятию EXPO-2017. Ожидается, что в город приедут много туристов с разных стран. Они приедут с фотоаппаратами, деньгами и цинизмом. Тогда туристы заметят, что в Астане вроде бы есть новые здания, автомобили, большие телевизионные экраны. Но нет лоска. У города нет любви к деталям.

Данный пост является лишь моим наблюдением. Надеюсь, что если вы когда-то столкнетесь с описанной здесь темой в своей профессиональной деятельности, то сделаете все правильно.

Доступ к тротуарам

В Астане тротуары неудобны для перемещения колёсных транспортных средств – для инвалидных и детских колясок, детских велосипедов, телег. Если припомню, они неудобны во многих городах нашей страны. Постоянно спотыкаешься, приподнимаешь детскую коляску, не говоря про инвалидные коляски.

Вот как выглядит обычный тротуар в Астане:

Как видно, на него сложно заехать детской или инвалидной коляске.

В США, как бы мы порою их не обсирали, есть хорошие законы и стандарты по построению доступных тротуаров для людей с ограниченными возможностями — Americans with Disabilities Act Accessibility Guidelines (что-то вроде «Руководство по дизайну доступных строений для американцев с ограниченными возможностями»). Закон американцев дает указания как должны быть правильно построены здания и улицы, чтобы они были доступны для людей с ограниченными возможностями. Далее я приведу несколько элементов тротуаров, которые правильно строят американцы.

Уклон

Уклон – это параллельный к направлению движения склон и определяется делением разницы в вертикальном подъеме на горизонтальную протяженность подъема.

ADAAG задает показатель допустимого уклона, который является безопасным для колясок и дает примеры к чему может привести отклонение от этих показателей:

Теперь предлагаю посмотреть как у нас строятся уклоны.

На последнем фото я посчитал уклон в 67%!

Видимо когда-то предпринимателям приказали построить склоны для людей с ограниченными возможностями перед своими заведениями и офисами, к чему они последовали без изучения лучших мировых практик. Могу поспорить, что полезность этих пандусов на нуле. У кого-то может возникнуть мысль: «Но ведь людей на инвалидных колясках все равно мало!». Отвечаю: «Если улица и заведения будут доступными, люди начнут посещать заведения». Тогда лучше бы не было этих пандусов — все равно ими не пользуются.

Порою их вовсе не существует. Любуйтесь видом не подходя к берегу, или спустите коляску с ребенком по опасным ступенькам.

Пандусы для бордюров

Пандусы для бордюров позволяют пешеходам с колёсными транспортными средствами без особых усилий передвигаться через улицы. Вот так должен быть построен этот пандус согласно ADAAG:

Как видно, у каждого элемента есть свое название. Кто бы у нас так отнесся к работе, а? Аж трогательно.

Неправильно.

Правильно.

Теперь как это у нас:

Отдельно хочу отметить грубый социальный плакат, который год назад поднял шум в стране, особенно в Алматы.

Если присмотреться, то и здесь переход не оснащен пандусом. Кто теперь баран? Люди, которые перебегают улицу или дизайнеры и копирайтеры, которые поверхностно изучили тему городского дизайна?

Еще несколько фотографий тротуаров.

В заключение хочу сказать, что возможно когда-нибудь вы будете косвенно или прямо ответственным за построение тротуаров. Будьте добры, не поленитесь, прочитайте хоть одну книгу по тематике, посмотрите как это делается у других, изучите сферу. Тогда у нашей страны будет лоск, будет любовь к деталям. Нам самим станет удобней жить.

Правда надо еще и каждому жителю расширить свою зону комфорта.

А как это у вас? Есть ли в вашем городе примеры хорошего тротуара?